Рейтинг@Mail.ru
 
 

Пресса о «Деле» Сутягина

"Новые Известия" № 3 (772) от 12.01.2001

Мундир вместо разума

Еще не успели высохнуть чернила на указе, подписанном Владимиром Путиным о помиловании американского гражданина Эдмонда Поупа, как 26 декабря в Калуге началось слушание дела научного сотрудника Института США и Канады Игоря Сутягина, никогда не имевшего доступа к государственным секретам и несмотря на это обвиняемого в государственной измене в форме шпионажа. Первое заседание суда было отложено по просьбе нового адвоката, который попросил время для ознакомления с делом, распухшим до 12 томов.

Капитан ФСБ с видеокамерой

ФСБ воспользовалась этим несостоявшимся процессом для того, чтобы начать пропагандистскую кампанию, призванную создать определенный фон для проведения суда над молодым ученым. 27 декабря по Калужскому телевидению был показан сюжет из областного суда: Игорь Сутягин в сопровождении конвоя идет по коридору, входит в зал заседаний и, зайдя в клетку подсудимого, что-то говорит. Голос за кадром, комментируя происходящее, сообщил, что Сутягин полностью признал свою вину. По словам адвоката Владимира Васильцова, эта видеосъемка была произведена женщиной – капитаном ФСБ, которая, войдя в зал заседаний вместе с Игорем, попросила его произнести какие-то слова в клетке для подсудимых. Одновременно с этим телесюжетом на лентах информационных агентств появились заявления представителей ФСБ, рапортующих о том, что им удалось "выявить связи Сутягина с представителями иностранных разведок". Сами по себе подобные заявления являются грубейшим нарушением принципа презумпции невиновности. Те же, кто внимательно следит за делом, увидели в подобной пропагандистской атаке показатель слабой позиции ФСБ. Ведь, если бы было собрано достаточно доказательств, свидетельствующих о виновности Сутягина, не стоило бы и прибегать к постановочной съемке.

Кто подставил Николая Патрушева?

20 декабря в "Комсомольской правде" было опубликовано интервью директора ФСБ Николая Патрушева, где он коснулся и дела Игоря Сутягина. Патрушев заявил, что "в ходе расследования вскрыты факты шпионской деятельности его (Сутягина И.В.) связи с американским гражданином Джошуа Хендлером... установлено, что Хендлер получал от Сутягина секретную информацию о ВС России и передавал ее разведорганам США". По мнению председателя организации "Экология и права человека" Эрнста Черного, подобное утверждение, сделанное одним из высокопоставленных лиц государства, является своего рода "установкой для суда". Но есть в этом заявлении еще одна существенная деталь: адвокат Сутягина Владимир Васильцов сообщил прессе, что в обвинительном заключении, предъявленном Сутягину, имя Джошуа Хендлера даже не упоминается, поскольку в ходе следствия ФСБ установило, что никакой секретной информации этот известный американский эколог, работавший в Москве по приглашению Института США и Каналы, российскому ученому не передавал. Получается, что кто-то из сотрудников Николая Патрушева либо представил своему шефу ложную информацию, либо попросту его подставил. Зачем? Скорее всего, желание защитить честь мундира у отдельных сотрудников ФСБ затмевает разум, заставляя их включать "пропагандистскую машину" на полную мощность, не думая о последствиях.

Что искали у Джошуа Хендлера?

Кстати, в октябре 1999 года, во время обыска, у Джошуа Хендлера были изъяты компьютер и все файлы, с которыми он работал. В связи с этим в научных кругах заговорили о том, что этот обыск, так же, как и арест Сутягина, может быть связан с желанием сотрудников ФСБ получить информацию, которая хранилась на жестком диске в компьютере Хендлера. Эта информация касалась стратегических ядерных вооружений и космических съемок российских объектов, сделанных американцами. Важно отметить, что данные материалы не являлись секретными, поскольку Хендлер взял их из открытых американских источников и ознакомил с их содержанием российских специалистов.

Если обыск в квартире американского аспиранта объясняется любопытством сотрудников ФСБ, то становится понятным, почему арестованный 27 октября Сутягин трое суток содержался "в качестве свидетеля" и только 5 ноября ему было предъявлено обвинение в государственной измене. После обыска американский гражданин Джошуа Хендлер уехал в США, а арест Сутягина, похоже, решили представить, как "победу Калужского ФСБ".

"Главное, чтобы другим было неповадно…"

Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева считает, что дело Игоря Сутягина возвращает нас к сталинским временам. "В сталинские времена любого человека хватали и он мог оказаться врагом народа, – заявила она в эфире радио "Эхо Москвы". – Брежневские времена отличались тем, что тогда сажали людей невиновных с точки зрения закона, но тех, кто знал на что шел". Один из радиослушателей так отреагировал на выступление правозащитницы:

"Виновен Сутягин или нет, не столь важно. Главное, чтобы другим неповадно было продавать Родину на Запад".

По словам родителей Игоря Сутягина, за время пребывания в Калужском СИЗО у него обострились все хронические болезни, которыми он страдал на свободе: сердечная недостаточность, болезнь почек, кроме того, заразившись в тюрьме стрептодермией, он почти не может ходить.

Блестящий ученый, чьи научные работы получили высокую оценку среди российских и западных коллег, полтора года содержится в тюрьме по обвинению, предусматривающему до 20 лет лишения свободы! Этот прецедент, скорее всего, подвигнет многих молодых ученых предпочесть работу за границей научной работе в России, где она мало того что хуже оплачивается, но, как показывает случай Сутягина, может повлечь за собой необоснованные судебные преследования и обвинение в шпионаже.

Второе заседание суда состоялось 9 января, и по просьбе Анны Ставицкой, третьего адвоката, недавно вступившего в дело, было перенесено на конец февраля. "Новые Известия" будут следить за этим процессом.

Зоя СВЕТОВА