Рейтинг@Mail.ru
 
 

Пресса о «Деле» Сутягина

YTPO.ru, 05.03.2001
Оригинал: www.utro.ru/articles/200103050218371861.shtml

На обвиняемого в шпионаже заключают пари

Вот уже неделю длятся судебные слушания по делу заведующего сектором военно-технических и военно-экономических исследований Института США и Канады Игоря Сутягина. Как и предполагалось с самого начала, заседание проходит за закрытыми дверьми. О том, что происходит в зале, общественность узнает лишь по громким выступлениям адвокатов и сухим заявлениям представителей ФСБ России. С самого начала судебных слушаний процесс в основном крутится вокруг одного вопроса – попадает ли под статью «государственная измена в форме шпионажа» работа Игоря Сутягина на иностранную организацию «Альтернатив Фьючерс». Как стало известно газете «Yтро», вчера был допрошен ряд свидетелей по этому делу.

Фактически защита с самого начала пытается доказать, что работу Сутягина на эту иностранную компанию нельзя приравнивать к шпионской деятельности. За несколько дней до начала процесса адвокаты Сутягина разослали по редакциям некое заявление. Во-первых, адвокаты ставят под сомнение утверждения контрразведчиков о том, что «Альтернатив Фьючерс» является «крышей» одной из спецслужб США. А если точнее – разведуправления Министерства обороны Соединенных штатов Америки.

«…ФСБ обвиняет Сутягина в государственной измене в форме шпионажа. Основанием для такого обвинения, по мнению ФСБ, является факт сотрудничества Сутягина с британской компанией Alternative Futures. ФСБ утверждает, что эта компания якобы является «крышей» для некоей разведки. В то же время ни одного доказательства того, что эта компания связана с какой-либо разведкой, ФСБ представить не может. Заявления ФСБ абсолютно голословны и основываются исключительно на «экспертном» мнении сотрудников самой же ФСБ…» – сказано в этом заявлении.

Во-вторых, адвокаты Сутягина оспаривают и факт передачи Сутягиным иностранным спецслужбам секретных сведений. «…ФСБ утверждает, что Игорь Сутягин передавал Alternative Futures сведения, составляющие государственную тайну. Но Сутягин никогда не имел доступа к таким сведениям, и никаких свидетельств того, что в его распоряжении были секретные документы, ФСБ обнаружить не удалось…» – сказано в том же заявлении.

Более того, считают адвокаты, даже если Сутягин все-таки располагал подобной информацией, то все равно обвинить его в осознанной продаже наших секретов иностранной разведке нельзя. «Он не мог знать, что эти люди – сотрудники спецслужб, это установило ФСБ экспертным путем, а Сутягин в данных вопросах экспертом не является», – сказал один из защитников. А посему «его умысел в совершении преступления доказан быть не может».

Со своей стороны ФСБ России настаивает, что у нее имеются неопровержимые доказательства того, что Игорь Сутягин вполне осознанно работал на иностранную разведку. Как заявил заместитель руководителя департамента контрразведки ФСБ России генерал-лейтенант Николай Волобуев, обвинение в государственной измене против Сутягина основано именно на его связях с «Альтернатив Фьючерс». Причем эта компания действительно является «подставной структурой одной из стран НАТО» (в данном случае можно смело читать: США – прим. автора). Как уже писалось ранее, Сутягин начал сотрудничать с этой компанией еще в феврале 1998 года. При этом вся эта подработка осуществлялись им в нарушение должностной инструкции института и без разрешения его руководства. В ходе этого сотрудничества Сутягин в течение полутора лет – во время командировок в Великобританию, Бельгию, Италию, Польшу и Венгрию – многократно тайно встречался с сотрудниками этой компании с целью передачи информации. Арестован Сутягин был как раз накануне одной из таких поездок. Причем сразу после его ареста и компания и оба человека (Надя Локк и Шон Кидд), в непосредственном контакте с которыми работал Сутягин, испарились в неизвестном направлении. «Каждый желающий может убедиться в обоснованности этого обвинения, попытавшись самостоятельно выяснить судьбу этой псевдокомпании», – сказал Николай Волобуев. Генерал-лейтенант даже назвал для особо недоверчивых ее адрес и телефоны, а также электронный адрес Нади Локк и Шона Кидда (эти два персонажа давно известны российской контрразведке как кадровые сотрудники одной из американских спецслужб – прим. автора):
BANKSIDE 107/112 Leadennall Street EC 3 AH,
tel: 0171-891-2499,
fax: 0171-891-2401,
e-mail: alternativ-futures@compuserve.com.

Что касается второго пункта, на котором основывается защита, то вообще-то ФСБ никогда и не утверждала, что Сутягин в рамках своей работы в институте США и Канады имел доступ к секретной информации.

«Ценность Сутягина для иностранной разведки заключалась не только в его аналитических способностях ученого-исследователя, а в наличии у него разветвленных связей среди российских военных специалистов – «секретоносителей», – прокомментировал ситуацию Николай Волобуев. – Будучи экспертом в области проблем ПРО и военно-морских вооружений, он, помимо своей основном работы, читал лекции и давал консультации сотрудникам целого ряда закрытых учреждений. Это позволяло ему уточнять и перепроверять у своих собеседников необходимую иностранцам информацию о тактико-технических данных новейших российских вооружений и планах военного строительства».

Также Николай Волобуев опроверг слухи, распространяемые некоторыми СМИ с подачи различных правозащитных организаций, о том, что арест Сутягина как-либо был связан с различными экологическими проблемами. К слову, этот слух возник из-за обыска, проведенного в то же время, когда был арестован Сутягин, у одного из известных американских экологов Хендлера. «Обвинение, предъявленное Сутягину, никаким образом не связано с проблемами экологии, включая загрязнение окружающей среды в связи с деятельностью Министерства обороны, ни с какими-либо исследованиями по вопросам военно-гражданских отношений», – сказал Николай Волобуев.

По мнению генерал-лейтенанта, выразившего в целом, наверное, позицию всей Федеральной службы безопасности, попытка сделать из Сутягина «невинную жертву ФСБ» в первую очередь вызвана желанием «определенных кругов в стране и за рубежом целенаправленно ввести общественность в заблуждение». Цель этой «идеологизации банального случая военно-технического шпионажа», как считает Николай Волобуев, – психологическое давление на суд. И действительно, если повнимательнее присмотреться к тому, как развивались события, подобная версия кажется вполне вероятной. Сразу после ареста Игоря Сутягина мировая общественность (в основном западная) разразилась целым рядом выступлений в его защиту. Ряд видных ученых с мировыми именами во всеуслышанье заявили, что акция против Сутягина приведет к тому, что всех российских ученых, участвующих в совместных проектах с западными странами, можно будет обвинить в шпионаже. (Отметим, что все другие контакты, кроме «Альтернатив фьючерс», – а их у Сутягина было много – у следствия вопросов не вызывают. И при этом даже некоторые коллеги Сутягина в институте США и Канада подтверждают, что Игорь был специалистом очень высокого уровня, собрать информацию по частям с секретоносителей и систематизировать ее для него не представляло сложности.)

Настораживает и еще один факт – третий адвокат Сутягина, Анна Ставицкая, ради которой отложили предыдущее судебное заседание в начале января, почему-то до самого последнего момента тянула с ознакомлением с делом своего подзащитного. Еще в середине февраля, дней за пятнадцать до начала процесса, в прокуратуре Калужской области жаловались, что она никак не может доехать почитать материалы дела. Но зато вместо этого Анна Ставицкая примерно в это же время принимала участие в организации одного правозащитного съезда (финансировавшегося отчасти на деньги американцев). И что самое примечательное – на этом съезде в числе почетных гостей была семья Игоря Сутягина.

Екатерина ПОЙМЕНОВА