Рейтинг@Mail.ru
 
 

Пресса о «Деле» Сутягина

"Новые Известия" № 84 от 22.05.2001

Сутягин – жертва мести ФСБ?

Дело обнинского ученого Игоря Сутягина, обвиняемого в шпионаже, вчера в очередной раз отложено Калужским областным судом на три дня. Причина – болезнь одного из трех адвокатов Сутягина Владимира Васильцова.

Между тем в распоряжении «Новых Известий» оказались ранее не известные сведения об одном из самых запутанных и громких «шпионских» дел последних трех лет. Напомним, Игорь Сутягин был арестован сотрудниками УФСБ по Калужской области в октябре 1999 года. Через некоторое время ему было предъявлено обвинение по одной из самых тяжких статей Уголовного кодекса 275-й «Государственная измена». Наказание по ней предусмотрено такое: от 12 до 20 лет.

Сразу после ареста Сутягина сотрудники ФСБ провели обыск на московской квартире аспиранта Принстонского университета США Джошуа Хендлера. Еще через несколько недель они изъяли в петербургском офисе известного общественного деятеля Павла Подвига монографию «Стратегическое ядерное оружие России», где Игорь написал в соавторстве несколько глав. Поскольку процесс был объявлен закрытым, ни общественность, ни пресса так и не узнали, в чем же фактически обвинялся Сутягин? Если, конечно, не считать разных догадок, связанных с обыском у американца, который тут же после этого покинул Россию. У самого Игоря Сутягина в качестве вещдоков было изъято около 14 тысяч фунтов стерлингов, два компьютера и рукопись докторской диссертации. Однако, как только что выяснилось, оба эти события в обвинительном заключении отсутствуют. Одним из главных эпизодов обвинения стало общение Сутягина с двумя англичанами – Шоном Китом и Надей Локк, сотрудниками коммерческой фирмы «Альтернатив фьючерс». Им ученый якобы передавал сведения секретного характера.

Причем, что это за сведения, какой ущерб нанесен стране, в обвинительном заключении не говорится, – так в интервью «Новым Известиям» утверждал адвокат Владимир Васильцов, с которым мы связались накануне.

- Все обвинение строится на утверждении, что Игорь, используя информацию, полученную из открытых и «иных неустановленных источников», делал аналитические заключения, суть которых и составляет государственную тайну России. То есть, иными словами, в России становится опасно думать и делать выводы.

Калужское управление ФСБ, с которым мы попытались связаться в очередной раз, проигнорировало столичную прессу, сославшись на тайну следствия. Что вдвойне странно, так как в местной печати накануне судебных заседаний регулярно появляются многочисленные публикации, из которых следует, что контрразведчики очень даже активно делятся с ними «тайной следствия».

Пока суд только начался, идет только допрос Сутягина. Но защита может уже говорить о некоторых успехах. Наконец-то на процесс допустили свидетелей защиты. Раньше присутствовали лишь пятеро свидетелей, трое из которых – отец, мама и супруга Игоря, остальные двое – сотрудники органов. Причем родных обвиняемого в зале суда еще не допрашивали. Кроме того, по ходатайству адвокатов Игоря Сутягина перевели в отдельную камеру и вернули обвинительное заключение, которое было у него изъято по непонятным причинам. То есть, была фактически предпринята попытка не дать ознакомиться с обвинениями против себя самого заключенному.

Однако, несмотря на то, что обстоятельства этого дела начинают проясняться, российская и международная общественность продолжает теряться в догадках, зачем же, собственно, вообще было инсценировано это, по некоторым оценкам, действительно нелепое дело. И наблюдатели все больше склоняются к мысли, что это была все же месть ФСБ.

Некоторое время назад руководство Института РАН США и Канады в прессе призналось, что несколько сотрудников этого НИИ живут в Штатах и пользуются специальной защитой, как пострадавшие в результате сотрудничества с ЦРУ. Буквально через полгода после злосчастного интервью и появилось дело Сутягина, сотрудника Института США и Канады, по роду своей деятельности как нельзя лучше подходившего на роль шпиона. Как у нас мрачно шутят, был бы человек, а статья найдется.

Марат ХАЙРУЛЛИН