Рейтинг@Mail.ru
 
 

Пресса о «Деле» Сутягина

"НГ-регион" (г. Обнинск) № 37 (56) от 20.07.2001

Наказать нельзя оправдать

"Право – категория вторичная по отношению к реальности".
Генерал-лейтенант ФСБ Сергей Дьяков

Дело Сутягина обратило на себя внимание тем, что подсудимый никакими секретными документами не пользовался, в руках их не держал и никому их не передавал. Это факт известный, и ФСБ его не оспаривает, даже наоборот. Заместитель руководителя департамента контрразведки генерал-лейтенант Николай Волобуев так и заявил: "Не соответствует действительности утверждение о том, что Сутягин имел по своим служебным обязанностям доступ к секретной информации, стратегическим планам Российских Вооруженных Сил, разработкам систем ядерных вооружений Российской Федерации... Сутягин вообще не входил в число "секретоносителей", поскольку в институте, где он работал, не проводятся исследования, составляющие государственную тайну". Что любопытно, я попытался найти хоть одно утверждение в прессе о том, что Сутягин был "секретоносителем". Поиски были тщетными. И почти во всех статьях, посвященных делу Сутягина в российской и зарубежной прессе, ставился вопрос; "За что арестовали человека и обвиняют его в шпионаже, если он не знал и не мог знать никаких государственных тайн?" Вопрос повисал без ответа.

Сразу скажем: дело Сутягина засекречено, судебный процесс является закрытым, сотрудники ФСБ отказываются комментировать обвинение до вынесения приговора. Правда, позиция ФСБ по этому делу известна: в печати выступило несколько генералов этого ведомства, но об этом ниже.

Кто такой Игорь Сутягин?

Сейчас ему 36 лет. Он с золотой медалью окончил обнинскую школу № 9, поступил на физический факультет МГУ, который окончил в 1988 году по специальности "Радиофизика и электроника, включая квантовую электронику". В университете Сутягин заинтересовался методами физического контроля над ядерным оружием и стал известным в этой области специалистом. В связи с этим он привлекался в качестве эксперта на советско-американских переговорах по сокращению ядерных вооружений в конце 80-х годов. Окончив университет, Игорь Сутягин поступил в аспирантуру при институте США и Канады по специальности "История международных отношений". Темой его интересов стал военно-морской флот, американский в частности. Свою кандидатскую диссертацию он защитил по истории американского ВМФ 60-80-х годов. В последнее время Сутягин в институте США и Канады возглавлял сектор военно-технической и военно-экономической политики отдела военно-политических исследований. Им за годы работы в институте были написаны десятки статей для специализированных журналов: "Зарубежное военное обозрение", "Морской сборник" и других. В 98-м году им в соавторстве была написана книга "Стратегическое ядерное вооружение России", в этой книге его перу принадлежали главы о создании и эксплуатации ядерных боеприпасов и о стратегической обороне.

По роду своей работы Сутягин не пользовался секретными документами. Попросту говоря, в институте истории США и Канады их не было и быть не могло. Все статьи и книги писались им по открытым источникам, опубликованным в газетах и журналах. Он часто общался с иностранцами, так как принимал участие в совместных научных программах Минобороны России с аналогичными ведомствами других государств. Работал также с иностранными аспирантами, присланными в институт США и Канады по научному обмену. По заказу английской консалтинговой фирмы "Альтернатив фьючерз" Сутягин делал аналитические обзоры, посвященные военно-политическому состоянию России. Вот эта последняя работа Сутягина и привлекла к себе особое внимание ФСБ.

Версия первая: Сутягин – шпион

В поле зрения российской контрразведки ученый попал в 98-м году: слишком активны стали его контакты с иностранцами. В институт истории США и Канады прилетел аспирант Принстонского университета Джошуа Хендлер, чтобы готовить диссертацию по проблемам стратегического ядерного оружия. В этом ему существенную помощь оказывал Игорь Сутягин. Хендлер написать диссертацию в Москве не успел: осенью 99-го года в его московском жилье был произведен обыск, контрразведчики у американца изъяли компьютер. Американец был вынужден покинуть Россию. Этот эпизод глава ФСБ генерал Николай Патрушев прокомментировал в одном из своих интервью так: "В октябре 1999 года был задержан сотрудник Института США и Канады Сутягин. В ходе расследования вскрыты факты шпионской деятельности его связи – американского гражданина Джошуа Хэндлера, специалиста по ядерной безопасности, находящегося сейчас в США. Предварительно установлено, что Хэндлер получал от Сутягина секретную информацию о ВС России и передавал ее разведорганам США".

Далее. Сутягин работал в Москве, а жил в Обнинске, в 100 километрах от столицы. В Обнинске располагается сверхсекретный объект – Учебный центр ВМФ. Там проходят подготовку экипажи атомных подводных лодок. Случайному человеку на территорию Учебного центра попасть невозможно. Но Сутягин попал. Он неоднократно читал лекции о потенциальном противнике офицерам-подводникам. Делал это Сутягин по своей инициативе и совершенно бесплатно. Доподлинно известно, что эти лекции заканчивались беседами с моряками. Возможно, что Сутягин во время этих разговоров и не получал никакой секретной информации. Но можно предположить следующее: благодаря своему аналитическому уму он так ставил вопросы, что ему становились известными военные тайны.

А теперь о самом главном. Сутягин сотрудничал с английской консалтинговой фирмой "Альтернатив фьючерз". Эта фирма предложила Сутягину приличные гонорары за информацию. Его как крупного специалиста в области истории вооружений попросили сделать анализ состояния Российских Вооруженных Сил. Несмотря на то, что Сутягин в этой работе пользовался только открытыми данными, собранные воедино, они, как утверждает ФСБ, стали представлять собой государственную тайну. Сами-то данные секретными не являлись, а вот выводы, полученные при их анализе, превратились в секрет. Его Сутягин выдал. За деньги. Поэтому Сутягина арестовали и сейчас судят. Интересный факт:

сразу же после ареста Сутягина фирма "Альтернатив фьючерз" прекратила свое существование. Ее телефоны молчат, электронный адрес – тоже. Всякий желающий это может проверить. Вот реквизиты фирмы "Альтернатив фьючерз": Bankside, 107/112 Leadenhall Street London, ЕСЗА 4АН. Tel: 0171-891-2499/ Fax: 0171-891-2401/ E-mail: alternative-futures@compuserve.com.

По мнению ФСБ, то, что фирма исчезла, явно свидетельствует о том, что она была подставной: за нею стояли спецслужбы стран НАТО. В заявлении, распространенном информационным агентством "Интерфакс" в начале 2001 года, заместитель руководителя департамента контрразведки ФСБ генерал-лейтенант Николай Волобуев сказал следующее: "Сутягину оплачивали выезды за рубеж, где он давал своим иностранным "кураторам" детальный отчет по поставленным вопросам, там же ему выплачивались "гонорары" в иностранной валюте". Показательно, что при обыске в обнинской квартире Сутягина было найдено 16 тысяч долларов.

Может быть, ученый стал шпионом по недоразумению или недомыслию? Как говорится, не ведал, что творил? Генерал-лейтенант Сергей Дьяков, преподаватель Академии ФСБ, профессор, доктор юридических наук, в интервью "Независимому военному обозрению" сказал по этому поводу так: "Многолетняя практика расследования нашими следователями уголовных дел по измене и шпионажу показывает, что совершение подобных умышленных преступлений не ситуативно, а является результатом продуманных действий. Если человек, имеющий высшее образование и ученую степень, регулярно получает гонорары за сбор шпионской информации, о какой жертве обстоятельств может идти речь? Какие могут быть иллюзии относительно смысла таких действий?"

Генералы ФСБ гордятся тем, что удалось пресечь деятельность Сутягина. Это дело приводится в качестве примера новых разведывательных технологий наших потенциальных врагов и того, как им противостоит наша контрразведка. Следователи, которые вели дело Сутягина, получили повышения в чине. Новые звезды на погоны зря не дают.

Версия вторая: Сутягин не шпион

Защитительных статей в российской и иностранной печати об Игоре Сутягине опубликовано много. Лейтмотив: молодого ученого арестовали и судят несправедливо, неправедно. Эмоции хлещут через край, ФСБ обвиняется в мстительности и шпиономании. Оставим в стороне чувства и попробуем разобраться с фактами.

Директор ФСБ Николай Патрушев в прессе обвинил Сутягина в том, что он передавал разведывательную информацию Джошуа Хендлеру, цитата из интервью Патрушева была приведена выше. Главный же адвокат Сутягина Владимир Васильцов сказал, что в обвинительном заключении факты общения Сутягина с Хендлером вообще не фигурируют! Что это значит? Либо следователи не смогли доказать того, о чем говорил Патрушев, либо доказывать было нечего: ничего противозаконного в помощи Сутягина Хендлеру в работе над диссертацией не выявилось. Еще любопытный факт: Хендлеру позволили свободно покинуть Россию, никаких обвинений ему предъявлено не было. Он и сейчас может вернуться в Москву для продолжения научной работы, но почему-то не хочет.

Чтобы не утомлять читателя подробным разбором других фактов, сошлемся еще раз на адвоката Владимира Васильцова: Сутягина на суде обвиняют только в сотрудничестве с фирмой "Альтернатив фьючерз". Но одного этого вполне достаточно, чтобы получить от 12 до 20 лет с конфискацией имущества за государственную измену. Итак, Сутягин делал на заказ аналитические обзоры, посвященные состоянию Вооруженных Сил России, подробно разбиралась ситуация в стратегических ракетных войсках и подводном атомном флоте. Он работал исключительно по открытым источникам – газетным и журнальным публикациям. Напомним, Сутягин не имел доступа к секретной информации. Но, благодаря своим мощным аналитическим способностям, сумел сделать выводы, которые, по сути, как утверждает ФСБ, стали представлять собой государственную тайну. Для топ чтобы это знать наверняка, свои выводы нужно было с чем-то сравнить, а сравнить-то было невозможно, так как доступа не было. Откуда было знать подсудимому, что он в своем анализе докопался до государственной тайны? И в чем его вина? В том, что масса сведений о Российской Армии публикуется совершенно открыто? Читать газеты и журналы не запрещено. Размышлять над прочитанным и делать выводы – тоже. ФСБ заявляет, что вина Сутягина заключается в том, что он свои выводы, ставшие секретными, передал на Запад. Но генерал Дьяков в своем интервью сказал, что работать по заказу западных фирм и университетов тоже не запрещено. И потом, сам по себе факт закрытия фирмы "Альтернатив фьючерз" после ареста Сутягина не может однозначно свидетельствовать о том, что она была связана с английской или американской разведкой. Бизнес есть бизнес: фирма могла попросту разориться или прекратить свое существование по другим причинам. И даже если эта английская фирма и была "шпионской крышей", то весьма сомнительно, что ее сотрудники представлялись Сутягину как офицеры спецслужб.

Известно, что Сутягин подстраховывался, поэтому он сотрудничал с ФСБ. Он писал отчеты "куда следует" о своих загранкомандировках, в соответствующем ведомстве визировал свои статьи, ставил в известность о своих контактах с иностранцами, И ничего удивительного нет в том, что Сутягин был "под колпаком": он знал очень много, как о Российской Армии, так и об ее потенциальных противниках. Чтобы сознательно пойти на государственную измену, постоянно чувствуя на себе внимание ФСБ, нужно быть полным идиотом.

Игорь Сутягин не признает себя виновным. Когда он получил для ознакомления обвинительное заключение, то сделал на его полях более 60-ти замечаний, которые поставили под сомнение объективность этого документа. Адвокаты Сутягина также считают его невиновным, и уверены в том, что суд вынесет оправдательный приговор в связи с отсутствием состава преступления.

Суд

Более года Сутягин находился под следствием, он содержался в Калужском СИЗО. Условия по российским меркам были сносными:

из общей камеры его сначала перевели в пятиместную, а затем в "одиночку". Правда, Игорь в тюрьме перенес несколько болезней, в том числе и стрептодермию. Да и общаться в камере он мог только с крысами, которые там водятся в изобилии.

Суд начался в конце декабря 2000 года. Долгое время полноценных заседаний не было. Сначала Сутягин потребовал увеличить число адвокатов, потом новые адвокаты несколько недель знакомились с делом, потом один из них надолго заболел. Судебный процесс возобновился только в конце мая 2001-го. Разумеется, процесс является закрытым, поэтому информации очень мало. Известно, что обвинительное заключение уже оглашено, процесс находится на стадии судебного следствия, но свидетели еще не допрашивались. Есть сведения, что судьи запретили адвокатам общаться с подсудимым в зале суда. Адвокаты вынесли по этому поводу протест. А на одном из последних заседаний Игорь Сутягин сделал судье официальное заявление о фальсификации документов. В деле фигурирует отчет о загранкомандировке, который Сутягин написал для полковника ФСБ Агеева, куратора Института США и Канады. Это один из документов, на котором базируется обвинение. Из заявления Сутягина следует, что представленный на суде отчет сильно отличается от подлинника, ксерокопия которого есть у подсудимого. Скандал?

Может быть, по этой причине, а может, и по какой другой, в судебных заседаниях был объявлен перерыв до 17 июля. Предположительно, процесс закончится не раньше сентября, хотя он может затянуться на неопределенное время.

Что может быть дальше? Если суд вынесет обвинительный приговор, то он, разумеется, будет обжалован Сутягиным. В этом случае будет еще один судебный процесс, возможно, их будет даже несколько. Если суд вынесет оправдательный приговор, то он, скорее всего, тоже будет обжалован, но со стороны ФСБ. Поэтому судебным тяжбам идти долго. И еще. В случае оправдания Сутягин предъявит иск ФСБ за то, что он более полутора лет провел в заключении ни за что. Может быть и третье решение. Очень трудно предсказать то, что будет впереди.

Алексей СОБАЧКИН