Рейтинг@Mail.ru
 
 

Пресса о «Деле» Сутягина

Газета.Ru, 06.11.2001
Оригинал статьи: www.gazeta.ru/print/2001/11/06/verhovnyjsud.shtml

Верховный суд лишил Россию десятка тайн

По решению Верховного суда России, список сведений, составляющих государственную тайну Вооруженных сил России, сократился на десять пунктов. Адвокат Иван Павлов, защищающий журналиста Григория Пасько, обвиняемого в государственной измене, пояснил «Газета.Ru», о чем теперь можно смело рассказывать иностранцам.

Во вторник Верховный суд России окончательно отменил приказ министра обороны страны № 055 «О государственной тайне», отказав в удовлетворении кассации Министерству обороны России. Напомним, что жалобу об отмене этого постановления подали в Верховный суд адвокаты эксперта норвежского экологического объединения «Беллуна» Александра Никитина. После трехлетнего судебного процесса Никитина, которому инкриминировали государственную измену, отпустили за отсутствием состава преступления. Причем обвинение во многом опиралось как раз на приказ министра обороны Игоря Родионова от 10 августа 1996 года «О государственной тайне», который засекречивал некоторые данные о Вооруженных силах России. После оправдательного приговора эколог имел право добиваться отмены этого приказа, что он и сделал.

12 сентября Верховный суд удовлетворил его жалобу. Правда, основанием для этого решения послужило отсутствие у документа государственной регистрации. Отмена приказа должна была вступить в силу 22 сентября, однако Министерство обороны направило в Верховный суд кассацию.

Представители Минобороны хотели опротестовать отмену приказа, но, как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Верховного суда, решение суда от 12 сентября признано справедливым и оставлено без изменений, и сведения, содержащиеся в 10 пунктах приказа «О государственной тайне», лишены статуса секретности.

О том, какие именно пункты были отменены, рассказал «Газете.Ru» адвокат журналиста Григория Пасько Иван Павлов. По его словам, государственную тайну теперь не представляют сведения о безвозвратных потерях личного состава в военное и мирное время (п. 259) и в группировках российских военных специалистов в зарубежных государствах (п. 260). Кроме того, несекретными признаны данные о заболеваемости личного состава российских вооруженных сил, раскрывающие характер поражения от воздействия ионизированного облучения (п. 443) и высокочастотных электромагнитных полей (п. 445), в результате работы с радиоактивными, ядовитыми веществами, а также работы на лазерных и излучающих устройствах СВЧ-диапазона (п. 444). Распространение информации о совершенных особо опасных преступлениях (п. 489) тоже получило «зеленый свет», как и сведения о потерях вооружения и военной техники в военное и мирное время (п. 235), об использовании, эксплуатации в системе управления, проведения регламентных работ и ремонта военной техники (п. 287), о ее конструктивных недостатках или несоответствии характеристикам (п. 305). Решением Верховного суда отменен и пункт 650, в котором говорится, что эти сведения подлежат засекречиванию.

По мнению Ивана Павлова, раз причиной для их упразднения стало отсутствие регистрации у всего приказа, то и остальные 647 пунктов автоматически теряют всякий юридический смысл и весомость. Очевидность этого вывода, похоже, пока не открылась представителям Верховного суда, которые утверждают, что приказ министра обороны № 055 отменен частично.

Тем не менее даже небольшое сокращение числа тайн будет иметь огромное значение в судебных процессах над лицами, обвиняемыми в государственной измене.

К примеру, решение Верховного суда намерен использовать защитник журналиста Пасько, которому инкриминируется передача секретных сведений японским медиаструктурам. Как сообщил Павлов «Газете.Ru», он уже подал в Тихоокеанский военный суд, где решается судьба его подзащитного, заявление о незаконности применения приказа министра обороны № 055, который фактически был отменен Верховным судом.

Анна СКВОРЦОВА