Рейтинг@Mail.ru
 
 

Пресса о «Деле» Сутягина

Новые Известия, № 181 (1187), 09.10.2002

Работа над ошибками

ФСБ продолжает зарабатывать очки на деле Игоря Сутягина

Адвокат Игоря Сутягина Анна Ставицкая поделилась с «Новыми Известиями» подробностями последних слушаний по делу ее подзащитного. Напомним, что после того как Калужский областной суд признал вину ученого недостаточно доказанной и отправил дело на доследование, дело было передано в Москву. Игоря Сутягина перевезли в Лефортовский следственный изолятор, а право доследовать, то бишь исправлять ляпы калужских коллег, предоставили поднаторевшему на «шпионских» делах капитану Плотникову.

Молодой чекист, благодаря усилиям которого отправился в колонию дипломат Валентин Моисеев, видимо, посчитал, что ему торопиться некуда. Поэтому материалы уголовного дела по обвинению Сутягина в шпионской деятельности капитан штудировал более года. В итоге из сорока пунктов обвинения, так сказать, в живых осталось только пять. Но не стоит думать, что ФСБ таким образом покаялась и сдала свои позиции. Возможность доказать обратное предоставилась в момент очередного рассмотрения вопроса о продлении Сутягину срока пребывания под стражей.

9 августа этого года истекал шестнадцатый месяц (до)следствия, а вместе с ним свою силу теряла и санкция на содержание ученого под стражей. Товарищ Плотников не хотел расставаться со своим объектом разработки и подал соответствующее ходатайство, и Мосгорсуд без лишних вопросов продлил временную регистрацию Сутягина в «Лефортово» еще на два месяца. Однако адвокаты «шпиона» от науки не согласились с доводами суда, поскольку и доводов-то никаких не было. Суд просто-напросто не потрудился объяснить, почему нельзя выпускать Сутягина под подписку о невыезде. Защитники подали кассационную жалобу в Верховный суд.

По словам адвоката МГКА Анны Ставицкой, ВС долго переносил кассационные слушания, хотя по закону должен был дать оценку решению Мосгорсуда в десятидневный срок. Долгожданные слушания состоялись только 2 октября. Как и ожидали адвокаты, Верховный суд отменил решение суда городского по причине отсутствия обоснования для продления ареста. Не указали московские служители Фемиды причины, согласно которым Сутягина можно подозревать в стремлении скрыться от правосудия или воспрепятствовать следствию. Но при этом ВС не отменил сам арест, а направил дело на новое рассмотрение на Богородский Вал.

«Для любого адвоката очевидно, что если отменяется решение о продлении срока содержания под стражей, человека следует выпускать, – пояснила Анна Ставицкая. – Но в Верховном суде, видимо, работают какие-то неординарно мыслящие юристы. По сути, ВС поступил так же, как в свое время Калужский областной суд. Видя нелепость обвинений, у суда не хватило смелости открыто об этом заявить. Судьи указали на недочеты и отправили дело обратно для проведения работы над ошибками. Работайте, коллеги, продолжайте сверлить дырочки на погонах для новых звезд! А то, что Сутягин сидит, – так и пусть посидит, ему не привыкать».

2 октября адвокаты Сутягина еще не подозревали, что беззастенчивая циничность отечественного правосудия не ограничится подобным решением Верховного суда. Буквально на следующий день Мосгорсуд назначает новые слушания о продлении срока содержания под стражей Игоря Сутягина. К этому моменту истекал восемнадцатимесячный срок, отведенный законом для проведения предварительного следствия. Однако в своем ходатайстве капитан Плотников сослался на то обстоятельство, что Сутягин еще не успел до конца ознакомиться с материалами дела. А секретные обвинительные документы ученый, мол, должен читать исключительно за решеткой.

Мосгорсуд абсолютно не смутил факт, что ему предстояло слушать вопрос о том, что накануне уже было отменено. Придумали простой ход – сначала быстренько разбираемся с ходатайством о продлении содержания под стражей с 9 августа по 8 октября (условно назовем его «старым»), а потом – о пролонгации ареста на неизвестный срок (это ходатайство будем именовать «новым»). Кто же может предположить, сколько времени Сутягин собирается читать свое дело и когда прокуратура соизволит направить документы в суд.

Итак, в ходе слушаний по старому делу, рассказывает Анна Ставицкая, прокурор представил суду некий документ, который, по его словам, более чем красноречиво доказывал намерение Сутягина скрыться от правосудия сразу по выходе на свободу. Этот документ был составлен управлением ФСБ по Калужской области, и в нем говорилось, что согласно оперативным данным на имя Игоря Сутягина открыта итальянская виза, оформленная при содействии вражеских спецслужб. По словам адвоката, предъявленная суду бумага представляла собой ксерокопию факсимильного сообщения. На ней невооруженным глазом виднелась дата ее составления – 2000 год. Поверх этой строчки от руки было вписано – 2 октября 2002 года.

«Если бы мы принесли подобный документ в суд, нас бы погнали оттуда поганой метлой, – возмущаясь, говорит Анна Ставицкая. – Суд принимает только оригиналы документов, а порой еще и назначает экспертизы их подлинности. А судья Рольгейзер безропотно вложил бумажку в дело. Когда он зачитывал свое постановление, основанное на новоявленном доказательстве намерений Сутягина покинуть Россию, обычно невозмутимые конвоиры не смогли сдержать усмешек. Во время перерыва мы спросили у прокурора, как он может приносить подобные документы в суд. На это гособвинитель спокойно ответил, что бумагу ему дали в ФСБ, заверили ее, как могли, поэтому причин для сомнения в ее подлинности у него нет».

По словам Анны Ставицкой, как только судья Рольгейзер прочитал последнее слово своего вердикта, в зал вошла его коллега Васильева. Заняв место в президиуме, она объявила начало слушаний по новому ходатайству. Адвокаты было возразили, что у них нет на это полномочий, поскольку ордера они получали для ведения только одного процесса. Мадам Васильева не смутилась, сказав, что ради такого случая и старые ордера подойдут.

«Это обстоятельство лишний раз доказало нам, что вся процедура двойных слушаний была заранее тщательно спланирована ФСБ и Мосгорсудом, – заявила Анна Ставицкая. – А когда на следующий день, 4 октября, суд огласил постановление по новому ходатайству следствия, мы не смогли найти в нем отличий от резолюции судьи Рольгейзера, во всяком случае в части мотивировки отказа освободить Сутягина из-под стражи. У нас было такое ощущение, что судья Васильева местами просто скопировала постановление своего коллеги».

Адвокаты Сутягина уже обваловали постановления Мосгорсуда и по старому, и по новому ходатайствам. Правда, иллюзий по поводу решений не питают. И ждут уже Страсбургского суда. Жалоба по делу Сутягина зарегистрирована в Европейском суде по правам человека.

Евгения РУБЦОВА