Рейтинг@Mail.ru
 
 

Пресса о «Деле» Сутягина

Газета «Газета» (Москва), № 60 от 08.04.2004

Бодаться с дубом довольно тяжело

Игорь Сутягин получил 15 лет

«15 лет лишения свободы в колонии строгого режима» – такой суровый приговор вынес вчера Московский городской суд ученому Игорю Сутягину. Ранее коллегия присяжных признала его виновным в государственной измене. Процесс по этому делу тянулся больше четырех лет. Сам Сутягин свою вину так и не признал. Адвокаты осужденного намерены обжаловать приговор в Верховном суде и Европейском суде по правам человека.

Вчера впервые в зал заседания, где шел закрытый процесс над Игорем Сутягиным, были допущены журналисты. На оглашение приговора судье Марине Комаровой понадобились считанные минуты. Напомним, что ранее коллегия присяжных признала его виновным и недостойным снисхождения, а во вторник прокурор потребовал для ученого 17 лет колонии.

Стоя в углу клетки, Сутягин внимательно слушал судью. Известие о 15 годах лишения свободы он, по крайней мере внешне, воспринял невозмутимо. Вещественные доказательства – около 1700 долларов и 500 фунтов стерлингов будут обращены в доход государства. Вместе с тем снят арест со счетов ученого в нескольких банках. Конвой не стал сразу выводить осужденного, и несколько минут он мог общаться с журналистами. Он назвал вынесенный приговор «неправильным». При этом ученый отметил, что «виноват лишь в том, что общался с иностранцами». Сутягин особо подчеркнул: «Как советский человек я всегда контактировал с ними очень осторожно и передавал информацию только из газет и журналов. Однажды меня попросили сделать обзор по одной теме, но я забыл дома источник – газету, в которой содержались нужные сведения. Я помнил, что это были «Калужские ведомости», но все равно отказался передавать материалы!» Из закрытых источников ученый, как он утверждает, материалы не получал и действовал в рамках статьи 29 Конституции РФ («Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». – Газета): «Например, не было никаких подводных лодок, о чем много говорили. Сюда в суд вызывали 5 подводников, которые подтвердили, что никаких материалов мне не передавали!» Перед тем, как его увел конвой, Сутягин, грустно улыбаясь, сказал: «Моим единственным шансом был суд присяжных. Поскольку у ФСБ было несколько провальных дел, я мог надеяться или на полностью оправдательный приговор, или очень суровый. Но бодаться с дубом довольно тяжело. Не могу исключать, что на присяжных в последнее время оказывалось давление. Вообще, в наших «шпионских» кругах Марина Александровна (судья Комарова. – Газета) хорошо известна. Всего вам хорошего и подумайте о 29-й статье Конституции!» После этого двое молодых людей в штатском заковали Сутягина в наручники и увели.

Адвокат осужденного Анна Ставицкая рассказала, что защита намерена в 10-дневный срок обжаловать приговор в Верховном суде, признавшись, что рассчитывать на пересмотр дела или существенное смягчение наказания вряд ли приходится, хотя имеется целый ряд вполне законных оснований. Защитники Сутягина убеждены, что его подвело просто неумение молчать и желание помочь «компетентным органам». В поле зрения Калужского УФСБ заведующий сектором военно-технической и военно-экономической политики США Института США и Канады РАН попал еще в 1998 году после выхода в свет книги «Стратегические ядерные вооружения России». Она вышла весьма ограниченным тиражом – всего в 2 тысячи экземпляров. По некоторым данным, примерно половина издания была изъята ФСБ, но потом возвращена обратно. Среди коллектива авторов был и Игорь Сутягин. В то время он контактировал с представителем Принстонского университета Джошуа Хэндлером, который писал диссертацию о России. Иностранца заподозрили в неких противоправных действиях, и ФСБ якобы провела у него обыск. После этого контрразведчики и пригласили Сутягина к себе для беседы. «Он чувствовал себя абсолютно невиновным и спокойно рассказал о Хэндлере, а затем и про другие свои контакты с иностранцами», – вспоминают адвокаты. Именно из этих разговоров чекисты узнали о фирме «Альтернатив Фьючерс» и ее сотрудниках Шоне Кидде и Наде Локк, которые являются, по мнению следствия, кадровыми офицерами разведки США. «Если бы Сутягин просто отказался отвечать на вопросы, то у следствия не было бы ничего, кроме авиабилетов и таможенных деклараций, – ведь он же не прятал полученные за представленные обзоры деньги», – отметил защитник Герман Гаврюнин. При этом юрист Анна Ставицкая охарактеризовала Сутягина как «очень умного, но наивнейшего человека» – «Горе от ума!».

Следователи ФСБ использовали полученные данные и возбудили в отношении Сутягина уголовное дело. 27 октября 1999 года он был арестован в Обнинске. По мнению ФСБ, ученого завербовали во время командировки в Лондон, и он получил от Шона Кидда и Нади Локк 25 тысяч долларов. За это он рассказал шпионам о последних модификациях истребителей МиГ-29 и Су-27, ядерных подлодках нового поколения, передал материалы, касающиеся боеготовности российских ядерных вооружений и систем предупреждения о ракетном нападении. Вначале ему инкриминировались 8 встреч с представителями иностранных разведок (в приговоре фигурирует лишь 5). С декабря 2000 года это громкое дело рассматривал Калужский областной суд и отправил его на доследование, придя к выводу, что в ходе предварительного следствия были допущены «существенные нарушения Уголовно-процессуального кодекса». В своем определении суд указал, что следствие не конкретизировало, какие именно сведения Сутягин использовал в ущерб безопасности РФ. После завершения дополнительного следствия дело было передано в Мосгорсуд. Поначалу его поручили судье Петру Штундеру, но после трех заседаний произошла смена судьи и замена уже выбранной коллегии присяжных. Надо отметить, что за делом Сутягина следит Европейский суд по правам человека. Первая жалоба от адвокатов поступила в Страсбург еще в 2002 году. В ней говорилось о ряде нарушений при задержании и несправедливом суде. Осенью прошлого года в Европейский суд было направлено еще одно сообщение. 10 марта этого года из Страсбурга пришло уведомление, что суд рассмотрит дело Сутягина в приоритетном порядке. Как пояснили Газете адвокаты, это означает заметное уменьшение ожидания срока рассмотрения. В обычном порядке этого можно ждать несколько лет.

Владимир БАРИНОВ