Рейтинг@Mail.ru
 
 

Пресса о «Деле» Сутягина

Газета «Русский курьер» (Москва), № 89 от 27.04.2004

Первый политзек эпохи Путина

Вчера международная правозащитная организация Amnesty International официально объявила о признании «политзаключенным» российского ученого Игоря Сутягина, приговоренного Мосгорсудом 7 апреля этого года к 15 годам лишения свободы за шпионаж. Подобный статус Amnesty International еще не присуждала ни одному заключенному в путинской России. Эта международная организация борется за соблюдение признанных во всем мире прав человека и в рамках международных кампаний, которые она проводит, может объявить преследуемого в своей стране и попавшего за решетку человека узником совести или политзаключенным. После перестройки «узниками совести» в России были признаны эколог Александр Никитин и журналист Григорий Пасько.

Amnesty International уже несколько лет наблюдала за «делом Сутягина». В январе этого года было принято предварительное решение о том, что российский ученый должен быть признан политзаключенным. Официальное заявление прозвучало вчера. Причины этого решения в телефонном интервью из Лондона «РК» объяснила исследователь по России Марианна Кацарова.

«Мы считаем, что в отношении Игоря Сутягина должно состояться новое судебное разбирательство и он должен быть освобожден из тюрьмы до суда», – сказала она.

– Чем вы руководствовались, когда принимали это решение?

– Судя по исследованиям, которые провела наша организация, на протяжении следствия и суда по делу Сутягина были допущены многочисленные нарушения международных стандартов для справедливого суда. Например, был нарушен принцип презумпции невиновности. Еще до того, как Сутягина судили, ФСБ делала заявления о том, что он виновен.

Было нарушено его право на защиту. По словам адвокатов, в рамках судебного процесса Сутягину не была дана возможность представить доказательства того, что он в своей работе использовал только открытые источники информации. Кроме того, Сутягин никогда не имел доступа к секретной информации, и ФСБ и сторона обвинения не смогли доказать в суде, что, например, он получал сведения незаконным путем. Более того, ни на следствии, ни на суде не был доказан умысел Сутягина в передаче информации. Во время судебного разбирательства обвинение не доказало, что Сутягин сознательно передавал какие-то сведения, содержащие гостайну, представителям английской фирмы, связанной с чужим государством. И последнее: ни на следствии, ни на суде не была доказана связь этой фирмы с каким-то государством, работающим против интересов России. А все это очень важно доказать, когда речь идет об обвинении в государственной измене.

– Как может повлиять решение вашей организации на судьбу Сутягина?

Как правило, кампании Amnesty International в защиту политзаключенных или узников совести оказывают серьезное давление на правительство. Я очень надеюсь, что Сутягина освободят до начала нового судебного процесса. Известно, что скоро его дело будет рассматриваться Верховным судом. Но нам кажется, что это ничего не изменит. Поэтому мы требуем, чтобы состоялся новый судебный процесс, на котором были бы соблюдены международные стандарты справедливого суда. Мы надеемся на публичность. Наши кампании проводятся по всему миру. Российское правительство будет знать о том, что международное сообщество наблюдает за этим делом. У нас было несколько случаев, когда после проведения кампаний поддержки узников совести этих людей освобождали из тюрьмы.

Случай «политзека» Сутягина – прецедентный. Поэтому сейчас трудно предсказать, как российская власть отреагирует на эту новость. Вчера получить комментарии от государственных правозащитников не удалось: уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, оказался болен, а председатель комиссии по правам человека при президенте РФ Элла Памфилова услышала новость о решении Amnesty International от корреспондента «РК».

Зоя СВЕТОВА